Почту будут читать так же, как и раньше
Вступил в силу приказ главы Минсвязи «Об утверждении требований к сетям и средствам почтовой связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий».
Этот документ уже вызвал массу возмущенных откликов вблогосфере, у правозащитников и адвокатов. Люди полагают, что теперь спецслужбысмогут без решения суда досматривать их посылки и письма. Однако, как удалосьвыяснить «Росбалту» (признано в России иноагентом), на самом деле в даннойситуации «из мухи раздули слона». Оперативники будут и впредь проводить своимероприятия только после судебных решений, а единственная цель приказа —разъяснить сотрудникам почтамтов, как действовать, когда спецслужбы приходят заинтересующей их информацией.
Приказ № 65 был подписан министром Игорем Щеголевым 19 мая,6 июля его утвердил Минюст, а 21 июля он вступает в законную силу. «Контрольпочтовых отправлений осуществляется в процессе их обработки в сетях операторапочтовой связи, — говорится в документе. — Для обеспечения контроля в сетяхоператора почтовой связи обеспечивается передача почтовых отправленийвзаимодействующему подразделению уполномоченного органа. При передаче дляконтроля почтовых отправлений в упаковочной таре (мешках, ящиках и другойупаковочной таре), используемой оператором почтовой связи, должен бытьобеспечен свободный доступ к таким почтовым отправлениям». Также в приказесказано, что «на объектах почтовой связи по требованию взаимодействующегоподразделения уполномоченного органа предоставляются помещения». Этоизолированная комната, в которой оперативники смогут спокойно работать снужными им письмами или посылками.
Приказ вызвал массу негативных откликов в блогосфере. Людиотметили, что в документе ничего не сказано о тайне переписки, гарантированнойКонституцией РФ, не упоминается, что досмотр почтовых отправлений можетпроизводиться только по решению суда. Пользователи Интернета сочли, что теперьлюбой милиционер или сотрудник ФСБ без всякого судебного решения сможет залезтьв их посылку или письмо. Такие гневные отклики сразу же поддержалиправозащитники, заявившие, что «приказ нарушает права граждан» и вызванжеланием властей «установить полный контроль над обществом». Некоторые адвокатыдаже пообещали обжаловать документ в суде и добиться егоотмены.
Сами силовики, мягко говоря, удивились такой реакции: данныйприказ регламентирует исключительно деятельность Минсвязи, а сотрудникиправоохранительных органов и спецслужб, как раньше были обязаны получитьрешение суда на перлюстрацию (тайный просмотр пересылаемой по почтекорреспонденции), так и должны это делать впредь.
«Приказ министра связи не меняет ровным счетом ничего, —рассказал «Росбалту» сотрудник одной из спецслужб. — Оперативно-розыскныемероприятия (ОРМ) по контролю за почтовыми отправлениями проводились всегда, ноисключительно с разрешения судебных органов. Сотрудники обязаны соблюдать иКонституцию, и закон об оперативно-розыскной деятельности, им никто не позволитизучить почту человека, не имея судебного решения (это, кстати, касается и«прослушки» телефонов).
Судебные решения по данным вопросам носят секретныйхарактер, Минсвязи не имеет право получить к ним доступ. За законностьюдействий оперативников надзирают не сотрудники почтамтов, а соответствующиеорганы. Приказ главы Минсвязи — обычный ведомственный акт, определяющий условияпроведения мероприятий».
Как отмечают собеседник «Росбалта», у людей сложились ложныевпечатления о работе спецслужб. «Видимо, некоторые решили, что раньше мы срешением суда бегали за почтальонами, предъявляли им этот документ, а потомпросили показать интересующее нас письмо, – иронизирует источник агентства. – Апочтальон уже определял, насколько решение суда обосновано. Теперь же мы, по ихощущениям, будем просто отбирать сумку с корреспонденцией, а затем рыться вней. Все это не так. Механизм доступа к почтовым отправлениям отлажен годами идостаточно сложен».
По словам собеседника, когда оперативник считает, чтонеобходимо поставить на прослушивание телефон человека или изучить его почтовыеотправления, он обращается в суд, который и выносит соответствующие решение,имеющее гриф «секретно». На основании решения заполняется «бланк на задание»,который оперативник передает своему начальству.
Начальство тщательно сверяет решение суда с бланком, потомотправляет документы в подразделение, которое и будет осуществлять контроль започтовыми отправлениями или «прослушку». Там все материалы вновь изучают, вслучае обнаружения каких-либо несоответствий, их отправляют назад оперативнику(либо для исправления ошибок, либо для получения нового решения суда). Лишькогда все документы оформлены, соответствующие подразделения приступают кработе.
Кстати, для прослушивания телефонов обращаться к операторамсвязи не нужно — благодаря системе технических средств для обеспечения функцийоперативно-розыскных мероприятий (СОРМ) спецслужбы могут напрямую подключитьсяк нужному абоненту.
Когда дело касается почтовых отправлений, оперативникиприходят в отделение связи и почтамты. «В таких случаях никогда решения судовне предъявлялись и предъявляться не будут – они носят секретный характер», —отмечает наш источник. По его словам, оперативно-розыскные мероприятия поконтролю за почтовыми отправлениями очень мало востребованы, случаи обращенияза проверкой писем или посылок единичны, однако они каждый раз становятсябольшой проблемой для почтовых отделений. Сотрудники почтамтов просто не знают,что делать в такой ситуации. Для устранения этого «пробела» министр связии издал соответствующий приказ для своих подчиненных.
В данной ситуации и представители блогосферы, иправозащитники явно излишне горячатся. По их логике, если министр связи в своемприказе не указал, что оперативники должны соблюдать Конституцию и законы РФ,то они после вступления документа в силу дружно бросятся рыться в чужой почтебез решения судов. Если хоть один сотрудник спецслужб будет замечен в этом,против него немедленно возбудят уголовное дело – приказ Щеголева не отменяет ниКонституцию, ни закон об оперативно-розыскной деятельности, ни Уголовныйкодекс.
Что касается самих судебных решений о контроле за почтовымиотправлениями, то они действительно не предназначены для глаз сотрудниковпочтамтов. В таком решении, например, может говориться следующее. Гражданин Аподозревается в убийстве банкира В, а заказчиком преступления считаетсягражданин С. Гражданин С долгое время ведет переписку с А, в которой можетобсуждать подробности оплаты уже совершенного преступления. В связи с этимоперативники считают необходимым изучить переписку А и С, а суд дает на эторазрешение.
Получать такую информацию у работников почты никакого праванет. Им вполне достаточно просто знать, что досмотр писем и посылокпроводиться с разрешения суда. А такой пункт в запросах спецслужб, какбыл раньше, так и останется после приказа главы Минсвязи.
Источник: ria novosti